среда, 12 декабря 2007 г.

Рецензия на «Пилу IV»


Расследующие смерть детектива Керри, агенты ФБР Страмм и Перез вместе с детективом Хоффманом разбираются с загадками Конструктора, в то время как похищенному командиру спецназовцев Риггу за девяносто минут нужно пройти новые головоломки маньяка, чтобы спасти друга.



«Жестокие игры»

Очередное продолжение ушедшей в бесконечность «Пилы» открывается сценой аутопсии Конструктора, эффектно покинувшего этот грешный мир еще в прошлой серии. Поэтапно гения смерти с дотошной подробностью разрежут пополам, извлекут мозг, а позже и желудок, в котором обнаружится традиционная кассета с кэрроловским стикером Play Me. Не оставляющее надежды на классический слэшерный камбэк вступление вовсе не означает кол в сердце франчайза — Конструктор мертв, но дело его живет. Жертвами четвертой серии псевдоинтеллектуального триллера станут смутно знакомые по прошлым сериям персонажи-эпизодники, отсутствие мотивированных экзекуций в адрес которых уже не принципиально. Главное, что игра только начинается.

Завершение назидательно-костоломного цикла действительно было бы кощунством, ведь для Lionsgate сериал — не просто удача, примирившая вкусовые предпочтения критиков и эстетствующих садистов. В первую очередь, «Пила» — замечательная дойная корова, набившая оскомину концепция которой с каждой серией модернизируется и исправляет допущенные прежде ошибки. Создатель предыдущих сиквелов Даррен Линн Бусман не растратил ни былой энтузиазм, ни изощренную фантазию: история с завидным постоянством ходит по кругу, полностью удовлетворяя жаждущую крови и плоти целевую аудиторию. А приглашенные сценарные вундеркинды Патрик Мелтон и Маркус Данстан, прошедшие суровую школу выживания сериалити «Проект “Зеленый свет”», лишь с удвоенной энергией жмут на меха, разжигая огонь сюжетной конструкции, не отличимый от предшествующих инсталляций.

Фильм, как самостоятельный организм, превратился в ловушку Конструктора, через отвращение и откровение ведя зрителя к той же нехитрой морали, что высокой ценой открывается персонажам — любите жизнь. Только если экранным подопытным для этого приходится пройти физические испытания, то неподготовленная аудитория рискует украденными полутора часами жизни. Впрочем, числительное IV в названии исключает на сеансе случайную публику — из виртуозного перевертыша «Пила» стремительно превращается в пыточную энциклопедию Конструктора, разобраться в каждой новой главе которой все сложнее без штудирования предыдущих. Зато повторное обращение к первым главам гарантирует новые откровения, открывающие знакомые ленты под совершенно новым углом.

Печаль во всем цикле вызывает только один факт: талантливо призывая человечество ценить момент, сами авторы своим советом пренебрегают. Увязнув во франчайзе, они устало клонируют историю, надстраивая и дополняя мифологию, по сути, три года топчась на одном месте. Конвейер отлажен и разогнан, на очереди «Пила V», в планах — «Пила VI». Не хватает на них Конструктора.

воскресенье, 9 декабря 2007 г.

Серпом по живому


Чудно как-то быть свидетелем того, как рождаются легенды. Всего три года назад вышел первый фильм из цикла "Пила", а уже сегодня на операционном столе находится четвёртая по счету часть.

Толков о скандальном фильме с миниатюрным бюджетом, но баснословными сборами, повествующем о справедливом (субъективно, разумеется) маньяке, было более чем достаточно для анонсирования продолжения.

Вторая часть, не содержащая, по сути, радикальных нововведений, тем не менее, была воспринята публикой с энтузиазмом и проглочена моментально. Рыба плотно села на крючок — настолько плотно, что в успехе 3-ей части можно было не сомневаться.

Так и получилось. Выход третьей части, восторг публики (не менее бурный, чем после выхода части второй), дорога в ещё один сиквел.

Мир «Пилы», стремительно разрастающийся и вовлекающий в себя всё новых и новых персонажей, параллельно развивающий и углубляющий историю старых, ещё оставшихся в живых жертв маньяка-конструктора, сам по себе похож на масштабнейший паззл, где каждому кусочку-персонажу предстоит сыграть свою роль.

Вся та параноидальная гигантомания, что накапливалась все три прошлые части, наконец выплеснулась в четвёртом эпизоде, смыв волной лихо закрученного сюжета все толки о вторичности и необязательности эпизодов «Пилы» в сценарном плане. И теперь — встречайте с распростертыми объятиями: целый отряд персонажей, знакомый по прошлым частям; многие флэшбеки, как в уже известное прошлое героев, так и в новые глубины характеров (в частности, наконец-то полнее раскроется мотивация самого главзлодея); пересечение и наложение сюжетных линий друг на друга, далее везде.

К примеру, четвёртый эпизод «Пилы» начинается со… вскрытия хладного тела Джона «Джигсоу» Крамера. Сцена, попутно призванная разом очистить зёрна от плевел в зрительном зале (случайный зритель сходу понимает, что он не туда зашёл), задаёт лейтмотив и всему остальному хронометражу картины. Каждые пятнадцать минут кто-то умирает (или не умирает) каким-нибудь неизменно изощрённым способом, как то — снятие скальпа, четвертование или что-нибудь ещё, столь же традиционно изящное.

Вообще, казни (точнее было бы сказать, «наказания») и, как следствие, уровень жестокости в фильмах идёт по нарастающей — от более-менее безвредного для нервов уровня первой части, через отвращение второй, ярко выраженного рвотного рефлекса третьей, и вплоть до кровавой бани четвёртой. По уровню насилия, «Пила 4» обгоняет, пожалуй, даже хулимый критикой за излишний кетчуп "Хостел 2". Но если в последнем жертву было достаточно пожелчней казнить, то здесь в любой импровизированной пыточной всегда есть возможность остаться в живых — разве что, как было сказано выше, степень насильственности выросла на несколько порядков; и если в первой части было достаточно отделаться от ноги, чтобы выбраться, то в четвертой, пожалуй, и двух глаз может оказаться мало. Но — что поделать, зрителя нужно продолжать чем-то удивлять, таковы издержки придуманной вселенной.

Кстати, если подумать, то мир «Пилы» может расти бесконечно — покуда сценаристы отрабатывают свой хлеб (а до сих пор они отрабатывали его на все 109%), в мире будут появляться новые герои и укореняться старые. Характеры будут усложняться всё больше, и части эдак к сорок восьмой наверняка достигнут апогея.

Шутки-шутками, но знание матчасти (читай: сценариев трёх прошлых «Пил»), вплоть до подноготной Крамера, отнюдь не обязательно. Хотя, сей факт мог бы стать славным подспорьем при просмотре — сюжетные повороты иной раз столь хитры, что, не зная героев, справиться с осмыслением происходящего на экране становится делом крайне затруднительным, и одновременно делом крайне занимательным.

Впрочем, сложно представить себе случайного зрителя, зашедшего на сеанс «Пилы 4» — почти наверняка, зал будет полон фанатов и почитателей, которым и сюжетные перипетии — как дважды два, и все орудия пыток — как в первый раз, и кровища — как должное.

А потому, после просмотра не забудьте скрестить пальцы за пятую часть.

четверг, 6 декабря 2007 г.

Похищение с продолжением: История создания «Пилы IV»











Ровно год назад, когда Total DVD рассказывал
о создании третьей "Пилы", посвященная картине статья заканчивалась пророчеством четвертой встречи с Конструктором. Нюх нас не подвел — если на дворе Хэллоуин, то на экранах «Пила». Такой слоган выбрали для фильма создатели и под таким девизом мы начинаем аутопсию новой членовредительской инсталляции.


«Похищение с продолжением»

Похоже, Голливуд — самое веселое и практичное место на Земле. Где еще случайно оброненная шутка способна инспирировать создание сверхуспешного франчайза, и по сей день собирающего сотни миллионов долларов? Далеко ходить за примером не нужно, вспомните хотя бы «Хищника». В ответ на премьеру «Рокки IV» голливудские остряки начали зубоскалить по кулуарам, что единственным противником, против которого Бальбоа еще не поднимался на ринг, остался спилберговский И-Ти. Братья Джин и Джон Томас нашли шутку не только смешной, но и годной для сценарного зачина — а чем не сюжет столкновение супермена с инопланетянином?! Чем эта история закончилась, знает каждый: в этом сезоне Хищник готовится в четвертый раз предстать перед зрителем, претендуя на солидный кассовый куш.










Сходная ситуация приключилась и с «Пилой», нашедшей вдохновение в пародии на саму себя — "Очень страшном кино 4". Мало того, что, экономя на декорациях, продюсеры триквела попросту одолжили собранную ванную комнату у авторов комедии, так еще и приняли слоган картины («Четвертая и последняя глава трилогии») за руководство к действию. И не важно, что создатели «Пилы» Джеймс Ван, Ли Уоннел и Даррен Линн Баусман не горели желанием продолжать сериал: условия всегда диктовал бокс-офис, так случилось и на этот раз.

По большому счету, намерение Lionsgate сделать "Пилу IV" не было сюрпризом ни для зрителей, ни для идеологов франчайза. Еще после премьеры второй серии студия зарегистрировала домены saw3.com, saw4.com и saw5.com, а в контракте Тобина Белла значился пункт об участии во всех перечисленных сиквелах. Вполне возможно, что у продюсеров даже имелись приблизительные сюжетные наметки продолжений, только человеческий фактор внес в студийные планы собственные коррективы. Во время подготовительных работ к "Пиле III" между стоящей за циклом троицей и руководством Lionsgate вспыхнула ссора. Официально об этом не сообщалось, но несложно сделать выводы по крупицам информации, просочившимся в Сеть.

Сначала Донни Уолберг рассказывал в интервью, что не только сыграет в триквеле, но и выступит на картине режиссером. Затем Уолберг бесследно исчез с проекта, хотя в выведенном главным персонажем "Пиле III" Джеффе без труда угадывается детектив Мэттьюс. Наконец, Уоннел и Ван привели сюжет к однозначной развязке, не оставляющей ни малейшей надежды на продолжение. Ясно же, что кровавая вакханалия финала третьей серии была ничем иным, как маленькой местью студии — слишком уж неожиданным оказалось увиденное, и слишком уж небрежно сценаристы свели концы воедино, оставив без объяснения массу загадочных мелочей (к примеру, содержание залитых воском кассет Конструктора).

В пользу наших догадок говорят и поступки студии и авторов перед премьерой триквела. Пока представители Lionsgate разъезжали по Комик-Конам, рассказывая фанатам о готовности сделать еще один фильм — лишь бы сборы "Пиле III" оказались удовлетворительными — Ли Уоннел и Даррен Линн Бусман гнули свою линию, акцентируя внимание в интервью на исчерпанности идей. С их слов выходило, что они постарались сжечь все мосты, недвусмысленно разделавшись с Конструктором, подбив сюжетные хвосты и замкнув действие на первом фильме. Обоим не терпелось последовать примеру Джеймса Вана, давным-давно дистанцировавшегося от франчайза и реализовывавшего самостоятельные проекты.

Видимо, огонь прений был достаточно силен, раз стороны не желали идти на мировую. Бусман позволял себе высказывания вроде «Я никогда не соглашусь на новую серию — что может быть унизительнее, чем запомниться парнем, поставившим «Пилу IV»?», а студия, не делая громких заявлений, готовилась к четвертому фильму. Поскольку Ван целиком и полностью поддерживал своих товарищей, и ждать сценарной помощи от него не приходилось, Lionsgate пошла на необычный ход. Продюсеры взяли на вооружение опыт телевизионных коллег и объявили тендер на лучший сценарий квадриквела. В большом кинематографе практика привлечения нескольких команд драматургов к одному проекту распространена в иной форме. Обычно кто-то сочиняет сюжет, затем рукопись уходит в доработку и переписывание — и так до нескольких десятков раз, пока на выходе не образовывается образцовый блокбастер.

В случае «Пилы» студия наняла четырех авторов и поставила перед ними задачу: придумать, каким образом картина будет увязана с имеющейся трилогией. Тот, кто справится с работой лучшим образом, получает контракт на написание сценария и местечко в титрах. Понятно, что задание оказалось сложным и унизительным одновременно — какой уважающий себя драматург с именем ввязался бы в подобную гонку, не имея твердых гарантий того, что его время не будет потрачено напрасно? Для молодых же сценаристов и деятелей независимого жанрового кино этот вызов был калиткой в большой Голливуд.

Фамилии участников сюжетной гонки хранились в тайне, однако кое-какая информация все же просочилась в Сеть. Первым драматургом оказался Томас Фентон. Не пытайтесь вспомнить, где вы могли слышать эту фамилию — бесполезно. Парень куда сильнее известен в качестве осветителя, а самым громким проектом, к которому он приложил руку, была экранизация игры «Двойной дракон». Зато на досуге Фентон любил сочинять истории и даже попробовал себя в режиссуре: в 1995-м он снял боевик «Точка удара», а в 00-х — короткометражную хоррор-версию «Красной шапочки». Вторыми рассказчиками выступили Маркус Данстен и Патрик Мелтон, в конечном итоге заслужившие право сценарировать «Пилу». На них-то мы и остановимся подробнее.

В отличие от нашего телевидения, где что ни сериал — то ментовские войны или байки о золотой молодежи, американские кабельные сети предлагают куда более широкий ассортимент. На одной из них, начиная с 2001 года, выходил «Проект “Зеленый свет”» — продюсерский продукт Бена Аффлека, Мэтта Дэймона и Уэса Крэйвена. По жанру это было сериалити — многосерийный рассказ о создании фильма (первым российским сериалити станет "Мавр" на MTV). В первой серии зрителям представлялось на выбор несколько синопсисов, из которых они выбирали лучший, а затем наблюдали, как сценарная заявка превращается в полноценную рукопись, затем обретает режиссера с актерами, и превращается в полноценный фильм. Финалистом третьего сезона «Зеленого света» был хоррор «Пришество», написанный Данстеном и Мелтоном — весьма оригинальный и динамичный рассказ о посетителях бара, терроризируемого плодом военных генетических экспериментов. Картина настолько остроумно расправлялась с приевшимися штампами кинематографа (и не только хоррора!), что моментально завоевала любовь ценителей жанра. Надо ли говорить, что для «Пилы» участие таких вундеркиндов было манной небесной?









К моменту, когда киноманы пришли в себя после объявления фамилий победивших сценаристов, Lionsgate подготовила еще один сюрприз. Все прения с создателями трилогии были улажены за закрытыми дверями, и Даррен Лин Бусман показал себя настоящим хозяином слова — забыв позерский спитч об «унижении», он подписался на режиссуру картины и отметил, что кто ж еще сможет адекватно рассказать новую главу цикла, как не он? Ли Уоннел и Джеймс Ван тоже не остались без дела, выступив исполнительными продюсерами квадриквела.

О сюжете традиционно авторы предпочли не распространяться, хотя довольно скоро на съемочной площадке случилась утечка — близкий к производству аноним рассказал, что речь пойдет о дальнейших злоключениях Джеффа. Найдя новую видеокассету Конструктора, он делал открытие, что существует еще один смертельный лабиринт, в конце которого заточена его похищенная дочь. Если не пройти ловушки вовремя, ребенка ждет неминуемая смерть. Бусман поспешил опровергнуть слухи, намекнув, что все герои все же погибли, и действие будет разворачиваться вокруг новых персонажей (примерно так, как это было с «Пилой II»), но кто теперь мог воспринять его слова всерьез?

Задуматься над сказанным режиссером пришлось парой месяцев позже, когда побывавшие на съемках корреспонденты отчитались об увиденном и услышанном. Во-первых, несмотря на финал третьего фильма, в картине полноправно действует Конструктор. Во-вторых, сюжет вновь выстроен таким образом, чтобы дополнить головоломку предыдущих серий. В-третьих, авторы действительно дали разгадки некоторым моментам, остававшимся до сей поры в тени — злополучным кассетам в воске и связи между Конструктором и Оби, парнем из "Пилы II", доставившем маньяку его жертвы. По словам репортеров, им ясно дали понять, что действие будет развиваться по четырем параллельным историям, и увяжется все воедино только под конец картины.

Фанаты франчайза принялись незамедлительно выстраивать теории, основываясь на обрывочных фактах и роликах, пиратским образом просочившимся в Сеть. Один представлял из себя пролог картины, в которой два пленника — первый с зашитыми глазами, второй с зашитым ртом — пытались понять, что с ними происходит, другой — сцену вскрытия Конструктора и неожиданный сюрприз, сокрытый в его теле. Общая суть предположений строилась на факте участия в картине Тобина Белла и туманного определения Бусмана: «Это не приквел и не сиквел». Рассуждения сходились к одному — действие фильма должно разворачиваться одновременно с событиями третьей части и проливать свет на прошлое душегуба. Ясности вопросу не добавил даже официальный анонс сюжета от судии: Расследующие смерть детектива Керри, агенты ФБР Стрэм и Перез вместе с детективом Хоффманом разбираются с загадками Конструктора, в то время как похищенному командиру спецназовцев Риггу за девяносто минут нужно пройти новые головоломки маньяка, чтобы спасти друга.

Во всяком случае, ничего из сказанного выше не противоречит крупицам истины, подброшенным киноманам продюсерами. На сегодня известно только одно. Вне зависимости от кассовых сборов (ну разве можно сомневаться в том, что картина окупится в прокате?) на следующий год нас ждет "Пила V". Ее режиссером выступит Дэвид Хэкл, на трех последних сериях работавший художником-постановщиком, а главную злодейскую роль вновь исполнит Тобин Белл. «У него всегда с собой записная книжка, в которой рассказана вся жизнь Конструктора, — рассказывают очевидцы. — Вы можете спросить Тобина о чем угодно: в какой школе герой учился, какой цвет носок предпочитает. У него есть ответы на все вопросы». Ну а раз так, может история Конструктора все еще не рассказана до конца? И за "Пилой V" нас ждет «Пила VI»? Время покажет.

среда, 5 декабря 2007 г.

Ни года без Конструктора









Продюсеры "Пилы" не сумели сдержать данное слово, и закрепили премьеру пятой серии франчайза на 2008 год. Иногда красота соблюдения слогана значит больше, чем здравый смысл.

Речь о том, что по итогам проката "Пилы IV" сериальные идеологи твердили в каждый микрофон: сюжет важнее денег. Если внятная история придумана не будет, "Пила V" появится на экранах не раньше 2009 года. С учетом драматургического наполнения квадриквела, позиция выглядела весьма разумной.

Но красота мотто «Если на дворе Хэллоуин, значит, на экранах Пила» одержала победа над благими намерениями. Для Ли Уоннела, Даррена Лина Баусмана и Джеймса Вана подобное слабоволие не в новинку — мы еще не забыли их пламенные манифесты из серии “"Пилой III" мы закрыли историю и никогда, вы слышите НИКОГДА не вернемся к ней снова!”

Премьера "Пилы V" состоится точно по расписанию, 24 октября 2008 года. Кстати, за полтора месяца до этого, 5 сентября, MGM/Dimension пообещали выпустить ремейк "Восставшего из ада".