пятница, 24 декабря 2004 г.

Пила: игра на выживание. Жестокие игры

Двое незнакомцев просыпаются в странном подвальном помещении. В центре помещения - труп мужчины с простреленной головой и диктофоном в руке. Они же прикованы к стенам цепями за щиколотки. Оба не знают, как там оказались. Путем нехитрых предположений и спрятанных вокруг них ответов, как частей какого-то паззла, они узнают, по крайней мере, зачем они здесь и что именно ждет от них их похититель. Голос с найденной пленки бесстрастно вещает: "Если ты хочешь спасти свою жену и детей, убей другого". Убить другого можно, только дотянувшись до оружия. Дотянуться до оружия нельзя иначе, как избавившись от цепи. Избавиться от цепи нельзя иначе, кроме как отпилив ногу. Времени - мало. Но достаточно, чтобы реконструировать цепочку странных событий, которые привели каждого из них туда, где они сейчас оказались.

«Пила» в нашем прокате вышла со странной припиской «игра на выживание». Совершенно непонятно что на этот раз не понравилось в названии прокатчикам. Возможно, оригинальное название у них ассоциируется с идентичным по произношению глаголом, хотя без казусов и в англоязычном произношении не обошлось. Пила — это псевдоним серийного убийцы. Кто и зачем дал подобную кличку своеобразному гению убийства – непонятно. По фильму это не объяснили, поэтому весомей будет отдать предпочтение тому, что авторы пытались подчеркнуть всю эксгибиционистическую подоплеку фильма, наделив своего убийцу второй формой английского глагола «see».

«Пила» - лента очень любопытная. В первую очередь, она любопытна тем, что снята дебютантом за 18 дней и первоначально не была предназначена для кинотеатральных показов. Переворотом стал кинофестиваль в Санденсе, на котором картина навела своеобразную шумиху. Абсолютной же странностью «Пилы» является то, что картина, несмотря на все шансы стать провалом, реализовала себя одним из лучших фильмов уходящего года, собрав при своем мизерном бюджете, за первую неделю в американском прокате 18 млн. долларов.

«Пила» в своем роде, никакой не интеллектуальный триллер, как уверяют многие. Это самый настоящий фильм-пародия, где акценты расставлены на полной деконструкции штампов вышеупомянутого жанра. Джеймс Ван – далеко не Годар и не Пазолини, но, взяв за первооснову картину Финчера «Семь», дерзкому дебютанту удалось максимально приблизится к циничной манере высмеивания вышеперечисленных. Ко всему этому, «Пила» осталась произведением сугубо самостоятельным, режиссерским до последнего кадра. Возможно у «новичка» еще и не сложилось до конца чувство стиля, но картина весьма цельна и интересна не только в визуальном плане. Там, где у Финчера чувствовалась заурядность, и типичная натянутость рядового постмодернистского нуара в «Пиле» преобладает потрясающий динамизм, бешеный темп, и оригинальные садомазохистские зарисовки, в духе Брайана Юзны и Клайва Баркера. Сюжетная канва, помимо морализаторской подоплеки «Семи», поверхностно задевает историю феноменального «Куба» Винченцо Натали, но к сожалению не получает должного развития. В итоге, «Пила» получилась очень незаурядным, стильным фильмом, где клиповая манера съемки сочетается с беглым повествованием, актеры-энтузиасты честно и правильно справляются с оригинальными сценарными ходами, а неожиданный финал сшибает и обескураживает и без того удивленного зрителя.